Воспитание как средство профилактики
« НазадНа сегодняшний день профилактика наркомании и алкоголизма организована в школах и других учебных заведениях для учащихся. Для этого проводятся лекции и занятия по профилактике наркомании, демонстрируются документальные и художественные фильмы. Но можно ли этим ограничиваться? Да, действительно, дети при нужном подходе и доступной информации способны сформировать собственное мнение о таких явлениях как: наркомания, алкоголизм и токсикомания. Подростки в состоянии понимать, что такое наркотики, как они действуют на организм, и каковы последствия употребления. Но существует такой фактор как предрасположенность к наркомании. Предрасположенность к наркомании определяется патохарактерологическими особенностями личности, которые, в свою очередь, закладываются и формируются в семье. Предрасположенность к наркомании могут иметь подростки: с неустойчивым истерическим характером, негативно настроенные к основным социальным требованиям, подростки склонные к депрессии. У таких несовершеннолетних нет психологического иммунитета, их личность уязвима, и эта уязвимость формирует повышенный риск приобщения к наркотикам, алкоголю и токсикомании.
Наркомания, алкоголизм, токсикомания – это не личное дело отдельно взятого человека. Из-за наркомании, у зависимых очень высокий риск заболевания СПИДом, венерическими болезнями, гепатитами, и не меньшая возможность их распространения. Молодежь, втянутая в наркоманию, быстро дезадаптируется в обществе, ввязывается в криминал, теряет семью и становится потенциально опасной для окружающих.
Если взять, к примеру, распространенные на сегодняшний день наркотики так называемые соли, то они способны за короткое время превратить даже молодого и здорового человека в развалину и глубокого инвалида, являясь многократно сильнее героина. Это чрезвычайно сильные и опасные наркотики, они быстро вызывают зависимость, а бросить прием самостоятельно невозможно, даже после нескольких (1-2 раза) приемов соли. Продолжительность жизни солевого наркомана 3-5 лет. При употреблении солей головной мозг разрушается чрезвычайно быстро и это приводит к
развитию параноидной шизофрении и, как следствие, летальному исходу, выходу в окно и прочее.
Первичная профилактика наркомании несовершеннолетних, должна иметь широкую основу. Поэтому для обеспечения качественной работы по профилактике и остановки наркоманической эпидемии, необходимо обратить особое внимание на работу с родителями и преподавателями, тесно общающимися с подростками. Проводить семинары специалистами наркологии, которые могут помочь родителям овладеть определенными знаниями, разобраться в проблеме, провести корректировку личной уязвимости несовершеннолетнего.
Наркотическая зависимость – это состояние человека, когда он постоянно думает о наркотиках, стремится получить их для определенных приятных ощущений или избавления от психического дискомфорта.
Давайте разберемся, что же это такое - психический дискомфорт?
Эпоха, в которую мы живем, полна опасностей. Всевозможные экологические катастрофы, войны, теракты, убыстряющийся темп времени, увеличивающийся холод в социальных отношениях. Мы постоянно живём в состоянии повышенных требований. Неизмеримо возрастает прессинг в профессиональной сфере, в системе образования, воспитания. За последние десятилетия драматически изменились жизненные условия детей, при этом неизменными остались их основные потребности. Дети хотят чувствовать себя защищёнными, чтобы на них обращали внимание. Хотят учиться, понимать, постигать мир. Хотят, чтобы их любили! Хотят доверять окружающим людям, будь то семья, детский сад или учебное заведение. Многие дети страдают и разбиваются о материалистически настроенный мир, который незаконно лишает их социального тепла. Психологические травмы, перенесенные в детстве, разрушительно сказываются на дальнейшем взрослении ребенка и чреваты непредсказуемыми последствиями во взрослой жизни. Заложенные в детстве алгоритмы отклоняющегося поведения могут долгое время находиться в скрытом, латентном состоянии. Они актуализируются (оживают) при стечении определенных обстоятельств, особенно в периоды психофизиологических кризисов пубертатного возраста. Специалистами установлено, что болезнь зависимости - семейный феномен. Условно-патогенный характер психотравмирующего воспитания формирует уязвимость личности, ее предрасположенность к зависимости, а дефект отношения выбирает вещество. Так, например: холодные отношения и индифферентный (безразличный) стиль воспитания. При низком уровне контроля, с фрустрацией и депривацией, потребности в надежной привязанности, безопасности, понимании, принятии, самоконтроле, формирует опийного наркомана. При синдроме зависимости от
каннабиноидов, родители отказывают в творческом содержании и красоте ребенку. Труд и выполнение обязанностей, без надежды на творчество и самореализацию. Стили воспитания могут быть как безразличный, так и авторитарный. Фрустрация и депривация потребности: в свободе самовыражения, спонтанности эмоций, игре, надежной привязанности, безопасности, понимании, принятии. При синдроме зависимости от стимуляторов присутствует авторитарный стиль воспитания, в котором выстроены холодные отношения, высокий уровень контроля с высокими требованиями к достижениям. Фрустрация и депривация потребности в автономии, компетентности, чувстве идентичности, в надежной привязанности, безопасности, понимании, принятии, в свободе самовыражения, спонтанности эмоций, игре. Алкоголизм формирует условная любовь, с жестким контролем, при авторитарном стиле воспитания, холодные отношения и любовь за что-то: «Будь таким как я хочу и тогда я буду тебя любить». Фрустрирована потребность в надежной привязанности, безопасности, понимании, автономии, компетентности, чувстве идентичности, в свободе выражения, принятие условное за что-то.
Прочитав, вы скажите: "А как же быть, что же делать, ведь все мы неидеальные родители?". Порой нам кажется, что ни одна профилактическая программа или организация не способны уберечь детей от беды. Это не совсем так. Современные научные исследования позволяют всем: родителям, специалистам, учителям сохранять определенную долю оптимизма даже в непростых условиях жизни. Оказывается, каждый ребенок обладает большими защитными возможностями психического и физического здоровья. Эти защитные возможности называют так же защитными факторами. Но об этом уже в другой раз.
Статью подготовила медицинский психолог ГБУЗ РК «Коми республиканский наркологический диспансер» Трухина Елена Витальевна.